Назад

Накопить на будущее. Россияне рекордными темпами вкладываются в новую программу долгосрочных сбережений – интервью Галины Морозовой «Российской газете»

В начале 2024 года в России заработал уникальный по своим параметрам финансовый инструмент — программа долгосрочных сбережений (ПДС). На самом старте она привлекла внимание множества россиян всех возрастов, неравнодушных к своему финансовому благополучию. О причинах популярности этого механизма, общих итогах года для сферы негосударственных пенсионных фондов (НПФ), а также о правовых и инвестиционных перспективах в интервью «РГ» рассказала заместитель генерального директора ИК «РЕГИОН», председатель Совета директоров НПФ «Будущее» Галина Морозова.

— Галина Владимировна, как вы в целом оцениваете результаты отрасли НПФ, и всего пенсионного бизнеса за 2024 год?

— 2024 год был одним из самых удачных за последние годы. Во-первых, вступил в силу закон о ПДС и поправки, которые помогли его совершенствовать. Во время запуска продукта перед отраслью стояли серьезные технологические и юридические вызовы, и она хорошо с ними справилась. В течение первого квартала порядка 10 фондов зарегистрировали соответствующие правила и к середине декабря число НПФ, запустивших работу по ПДС, достигло 33.

Кроме того, важно было сделать удобный клиентский путь — сегодня на сайтах практически всех фондов можно заключить договор и подать при желании заявление на перевод пенсионных накопления в рамках ОПС (прим. ред. - обязательного пенсионного страхования). Новые сервисы позволяют участнику программы пройти все процедуры в удаленном режиме, подписав заявление с помощью сервиса «Госключ».

Старт программы уверенно можно считать успешным как в сравнении со сберегательными, так и инвестиционными продуктами на рынке. Об этом, в частности, говорил и Президент Владимир Путин на форуме «Россия зовет!».

Фонды не останавливаются на достигнутом и продолжают заключать новые договоры: по данным Банка России, уже более двух миллионов человек вступили в программу, а общая сумма их взносов - около 160 миллиардов рублей. Достичь такого результата помогло то, что сам продукт очень хорош. Это не значит, что его не надо дальше модернизировать и совершенствовать, но уже по нынешним параметрам — с софинансированием от государства, с повышенным налоговым вычетом, со всеми удобствами его использования, с возможностью перевести накопительную пенсию, с выплатами в тяжелых жизненных ситуациях без потери дохода, в том числе добавленного государством ( к слову, это тоже инновация, которой не было ни в одном из прежних долгосрочных финансовых продуктов), - продукт действительно можно назвать уникальным.

— Наверняка добиться такого качественного и быстрого результата было невозможно без слаженной работы с Минфином, Минцифры, Банком России и другими профильными ведомствами? Этот запрос шел от самих НПФ или от государства?

— Интерес был встречным. Пока отрасль предлагала новые инициативы в рамках законопроекта о ПДС, Банк России, Минфин и Минцифры нас активно поддерживали. Во многом благодаря этому нам удалось так быстро запустить новый продукт. Один из показательных примеров – содействие ведомств в информировании граждан о ПДС через «Госуслуги». Это определённо дало положительный эффект. Боясь телефонных мошенников люди очень осторожно относятся к дистанционным предложениям о финансовых услугах. Однако получая информацию с «Госуслуг» граждане понимают, что информация надежная и ей можно доверять.

— Можно ли сказать то же самое вообще про весь процесс подготовки правовой базы под ПДС?

— Безусловно. С момента как была представлена концепция по ПДС на совещании саморегулируемых организаций (СРО) с главой Банка России Эльвирой Набиуллиной до принятия соответствующего закона прошло всего два года. Без поддержки профильных ведомств добиться такого быстрого результата было бы невозможно. Это яркий пример плодотворной коллаборации рынка и государства.

— Говорит ли о качестве этого встречного движения тот факт, что суммы страхования по ПДС в два раза выше, чем по банковским депозитам?

— В целом да, но подчеркну, ПДС — это сберегательный продукт, который должен включать систему гарантийного обеспечения (так же, как и банковские депозиты, и пенсионные накопления по ОПС). Объем застрахованных средств на уровне 2,8 млн рублей — это высокий показатель. Но я думаю, что если в дальнейшем объемы вложений граждан в долгосрочные сбережения будут расти, то и сумму гарантирования можно будет увеличить. Надеемся, что государство сможет поддержать нас в принятии этой меры.

— Не станет ли увеличение суммы гарантийного обеспечения по этому продукту непосильной ношей для Агентства по страхованию вкладов (АСВ)?

— Нет, потому что до АСВ не дойдет. В отличие от механизма инвестирования через брокерские и индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), где люди сами несут ответственность за свои активы, негосударственные пенсионные фонды гарантируют доходность и сохранность клиентских средств. К тому же, в отношении НПФ работает жесткое регулирование, устанавливающее порядок инвестирования средств, допустимый состав активов, их структуру, порядок проведения сделок и так далее. НПФ регулярно проходят стресс-тестирование ЦБ. Мы готовы к любому повороту событий на финансовом рынке. Опасения граждан по поводу сохранности их средств на горизонте 10-15 лет в целом понятны: у нас пока не сформирована культура таких долгосрочных сбережений. Однако верю, что результаты ПДС смогут поменять наш менталитет в лучшую сторону. Именно в силу того, что НПФ настолько устойчивы, страхование средств — это скорее ментальный фактор.

— Одной из регуляторных новелл в отношении НПФ в этом году стало смягчение правил, по которым они могут инвестировать в акции компаний в момент их первичного размещения на бирже. Сейчас в Минфине говорят, что в следующем году около семи госкомпаний пройдут эту процедуру. Стоимость размещенных ими активов явно позволит НПФ участвовать в этом процессе. Будут ли такие покупки интересны НПФ?

— В целом да, но с оговоркой. Компании нашего сектора инвестируют в акции и имеют возможность управлять ими в объеме до 10% от общего объема портфеля активов. Сейчас это в основном акции компаний из первого котировального списка, но дело не только в том, насколько надежными и ликвидными они являются. IPO преимущественно проводят небольшие компании, по которым зачастую на рынке нет качественного аналитического покрытия. То же можно сказать о качестве их финансовой отчетности и корпоративного управления. На данный момент у нас в стране есть сложности с раскрытием информации — и это, в том числе, касается крупного бизнеса. НПФ в силу своей специфики не может идти на связанные с этим риски, поскольку даже в контексте корпоративного управления компания любой капитализации может резко поменять ту же дивидендную стратегию и прекратить выплаты акционерам, что естественным образом скажется и на ее рыночной капитализации. Поэтому нам при принятии инвестиционных решений критически важно быть уверенными в том, что компания будет действовать в интересах миноритариев, которыми мы и являемся, — ведь НПФ не могут владеть контрольными пакетами. Но если все важные для нас условия будут соблюдены, возможность покупки акций устойчивых компаний с многолетней историей, безусловно, может оказаться очень привлекательной. Но в то же время, сейчас мы сконцентрированы на том, чтобы пополнять портфель консервативными долговыми бумагами, по которым можно фиксировать высокие доходности на длительный срок вплоть до 15-20 лет.

— Вернемся к теме ПДС. Вы, наверняка, слышали какие-то частные отзывы от людей, которые прицениваются к этому продукту? Что они говорят? Совпадают ли то, что они говорят, с вашими ожиданиями?

— Я сама достаточно часто общаюсь с клиентами и искренне полагала, что сразу же после запуска продукта люди начнут массово переводить средства из ОПС в ПДС. Логика простая: правила в отношении ОПС могут меняться, что неминуемо скажется на доходности этого инструмента. Но в отношении ПДС ничего подобного произойти не может, ведь даже если правила каким-то образом изменятся, в отношении клиентских средств будет действовать изначально заключенный договор — в этом смысле новые законы не будут иметь обратной силы. Но люди в первую очередь стали вносить в ПДС собственные средства. Дело в том, что нас всех приучили диверсифицировать накопления, поэтому большинство не вложит условные 2,8 млн рублей в один вклад — так как система страхования покрывает только половину этой суммы. Поэтому даже если речь идет о двух системно значимых банках, то владелец средств откроет два депозита даже если ставки по ним будут отличаться. Поэтому для многих решиться с переводом ОПС в ПДС — дело не одного дня. Люди пока не очень понимают, почему им стоит переводить «замороженные» пенсионные накопления в ПДС. Хотя для клиентов программа долгосрочных сбережений по условиям действительно выгодный продукт. Простимулировать граждан переводить пенсионные накопления в программу помогут дополнительные меры по донастройке ПДС. Сюда можно отнести поправки в Налоговый кодекс, которые позволят «развести» инвестиционные и сберегательные продукты по суммам налоговых вычетов. Сейчас повышенный налоговый вычет с суммы взносов до 400 тыс. рублей «вшит» в один пакет, куда входит и ИИС, и ПДС. В дальнейшем мы предлагаем вывести в отдельное направление вычет по ПДС и повысить его до 1 млн. рублей в год.

Этот вопрос особенно важен для клиентов предпенсионного возраста, уже отучивших детей в университетах, выплативших ипотеки и так далее. Теперь им важно жить в свое удовольствие. Поэтому для них вопрос льгот, выплат, условия, при которых можно будет получить накопления досрочно, - превалирующий. Это значимо и для государства, в целом, поскольку никакое развитие без длинных инвестиций, включая крупные инфраструктурные проекты, невозможно. И это еще одна причина, по которой нужно разводить короткие инвестиционные и длинные накопительные финансовые продукты.

— В дополнение к этому, какие еще изменения в Налоговом кодексе и других правовых нормах относительно ПДС вы ожидаете в 2025 году?

— Сейчас каждый клиент НПФ может открыть не более трех договоров в рамках ПДС. И даже если договоры заключаются в отношении ближайших родственников — детей или родителей, то участнику программы нужно выбрать только один из договоров для оформления налогового вычета, тот же механизм действует в отношении софинансирования. На наш взгляд, развитие ПДС как семейного продукта требует корректировок — чтобы одни и те же правила действовали для каждого договора. Вполне возможна и модернизация продукта в отношении неких промежуточных выплат — того же инвестиционного дохода от НПФ, к примеру. Разумеется, речь не идет обо всей сумме, но снять условные 50 тысяч рублей, которые были начислены на счет участнику ПДС от НПФ в качестве инвестдохода, на определенных этапах, думаю, можно разрешить. Полагаю, такой опцией люди будут пользоваться не часто, но сам факт наличия такой возможности – приятный, когда человек откладывает и какую-то часть средств при необходимости снимает со счета. Эта опция может стать своего рода шагом навстречу участнику программы и позволит укрепить доверие между ним и НПФ.

— Если говорить о дальнейшем формировании долгосрочных сбережений, как вы в целом видите комплексное развитие этого направления в контексте других пенсионных продуктов, их изменений и донастройки?

— Важным направлением будет развитие корпоративных пенсионных программ. Сегодня они существуют в рамках негосударственного пенсионного обеспечения, и такие программы работают у большинства крупнейших работодателей. При том мы видим, что продукт востребован как работодателями, так и сотрудниками: согласно исследованиям платформы онлайн-рекрутинга HeadHunter и НПФ Эволюция, стабильно растёт упоминание корпоративной пенсионной программы в качестве важного элемента соцпакета для соискателей. В лидерах – компании промышленной отрасли, финансов, сельского хозяйства, торговли. Но в нынешних условиях острого дефицита кадров на рынке труда такие программы нужно запускать не только крупным юридическим лицам, но и компаниям меньшего масштаба, ведь для них это может стать весомым аргументом в процессе найма, мотивации и удержания персонала. Ведь зарплаты не могут расти до бесконечности, а разного рода корпоративных сервисов у тех же МСП не так много. Важно, что работник не всегда сам понимает необходимость долгосрочных сбережений, поэтому работодатель может пойти ему навстречу и предложить выгодную корпоративную программу, которая сформирует ему приятный бонус на будущее при условии отработки определенного периода времени. Многим это поможет удержать сотрудника, который готовится выйти на пенсию — в том числе, чтобы он смог принять участие в программе наставничества и помочь подготовить молодой персонал. Трудиться за ту же зарплату человек вряд ли захочет, а вот существенная прибавка в виде корпоративной пенсии может удержать его еще на несколько лет. При автоматизации производства также важно привлекать молодые кадры, которые общаются с техникой на «ты». Но их все равно нужно обучать за свой счет, а такие инвестиции не отбиваются за один год. Корпоративная программа может стать хорошим инструментом удержания юных специалистов, если предлагать ее в качестве бонуса. Если смотреть на проблему более глобально, программу корпоративного пенсионного обеспечения необходимо модернизировать, в целом, делать ее настолько выгодной для работодателя, чтобы она появилась в подавляющем большинстве организаций. У нас так называемый коэффициент замещения, который показывает соотношение пенсии к утраченному заработку падает: число пенсионеров растет, а молодежи, занимающей их рабочие места, становится все меньше. Увеличивать размер налогов и социальных взносов до бесконечности мы не можем. И если не появятся повсеместные корпоративные программы, доля которых в совокупном пенсионном обеспечении будет расти, ни один бюджет с этим не справится. Опыт стран с самой высокой долей пенсионеров уже не раз сталкивался с этим.

— Если говорить о конкретных категориях населения, у нас в стране очень много сотрудников бюджетных организаций. Стоит ли, на ваш взгляд, ввести дополнительные сберегательные программы и в их отношении?

— Прежде всего, самим работникам таких организаций участвовать в ПДС нужно однозначно, у них просто нет причин не воспользоваться теми деньгами, которые предлагает государство. А учитывая стимулирующие взносы по программе большинство из них получит максимальный коэффициент по софинансированию. В остальном это как раз та тема квази-добровольных программ, мотивационных программ для работодателя, о которых я говорила, отвечая на предыдущий вопрос. Бюджетники — это хорошее направление для развития этого института в целом. Государство тем самым, будучи ключевым работодателем в стране, может ярко проявить свое намерение дать людям возможность сформировать более объемные сбережения к моменту выхода на пенсию, за счет которых благосостояние этой группы населения заметно вырастет. И мне кажется, что время для подобного пилотного проекта уже пришло.

— В контексте МСП, требуются ли какие-то изменения или прочие условия для того, чтобы они активнее работали с НПФ для формирования сбережений своих сотрудников?

— Для работодателей уже есть налоговые льготы на прибыль и взносы в СФР, поэтому ничто не мешает им воспользоваться программами НПФ. На данный момент самым явным препятствием для них остается то, что МСП редко мыслит такими длинными и стратегическими категориями. К тому же, эти программы должны по-разному работать для разных категорий сотрудников — линейного персонала, высшего руководства и так далее. У МСП сейчас откровенно мало возможностей для настройки таких программ под себя, поэтому НПФ постепенно начинают разрабатывать для них различные пакетные продукты — по аналогии с тем, как это делает страховая отрасль в отношении корпоративных программ ДМС. Я думаю, что и мы, и другие игроки в нашем секторе уже к концу года выйдут с первыми подобными продуктами.

— Как вы считаете, можно ли рассчитывать на то, что ПДС станет важным долгосрочным накопительным инструментом, но и в каком-то смысле поможет развитию финансовой грамотности россиян в целом?

— Финансовая грамотность — это такая тема, на которую можно говорить бесконечно. И пока сорок лет по пустыне мы не пройдем, пока не вырастет поколение тех, кто только начинает делать первые шаги в своей профессиональной сфере, научить людей массово думать о своем будущем будет сложно. Однако я уверена, что учить людей определять долгосрочные финансовые цели, выбирать под них подходящие финансовые инструменты и грамотно пользоваться ими нужно прямо сейчас. Стоит сказать, что в последние годы по теме обучения управлению личными финансами у нас произошел настоящий прорыв: НПФ, министерства и другие ведомства запустили много хороших образовательных программ, в том числе, и в школах. И ПДС тоже обязательно станет важной частью фундамента общей грамотности россиян.

Отмечу, что в течение всего этого года НАПФ совместно с Минфином вел масштабную, я бы даже сказала беспрецедентную, информационную работу по популяризации ПДС: вместе с сотрудниками ведомств представители НАПФ выезжали в регионы, общались с трудовыми коллективами, студентами. В результате, к концу года опросы ВЦИОМ показали, что 72% россиян знают о ПДС, а почти каждый пятый - рассматривает программу как дополнительный инструмент к своим сбережениям.

Все эти совместные усилия приведут к тому, что, когда сменится еще одно поколение, людям не нужно будет объяснять, для чего им нужно участвовать в ПДС, заключать договоры ИСЖ, страховать не только автомобили, но и жилье — и так далее. И на этом длинном пути люди не только избавятся от большинства текущих финансовых проблем, но и в самом начале карьеры будут уверены в своем будущем личном и семейном благополучии.

Источник: Российская газета
Продолжая использовать сайт АО «НПФ «БУДУЩЕЕ», Вы соглашаетесь на обработку персональных данных, использование файлов cookie и сервисов веб-аналитики Счетчик Mail.ru, AdRiver и Яндекс.Метрика. Подтвердите ознакомление с рекомендациями по защите информации и политикой обработки персональных данных.