АО НПФ «БУДУЩЕЕ» и АО НПФ «СтальФонд» выступили якорными инвесторами второго российского выпуска (ДС-2-об) инфраструктурных облигаций для ООО «Магистраль двух столиц», обеспеченных правами по концессионному соглашению. Также покупателями облигаций стали НПФ «ЛУКОЙЛ ГАРАНТ» и НПФ электроэнергетики. В результате 5,5 млрд рублей пенсионных накоплений будут направлены на финансирование строительства участка платной скоростной дороги М11 «Москва – Санкт-Петербург». Организатором размещения выступило АО ВТБ Капитал.
Облигации обеспечивают гарантированную доходность: долгосрочные инвестиции на 15 лет дадут клиентам НПФ в каждые из первых трёх лет доходность на уровне 13,25% , а далее по формуле индекс потребительских цен + 2,5%. Для сравнения, 15-ти летние ОФЗ размещаются с фиксированным доходом в среднем под 11-12%. Облигации «Магистраль двух столиц» обеспечены залогом денежных требований по концессионному соглашению о финансировании строительства и эксплуатации дороги.
«Магистраль двух столиц» - совместная проектная компания ВТБ Капитал и крупнейшей международной строительной компании Vinci, занимающаяся строительством и обслуживанием участка скоростной трассы М11 «Москва-Санкт-Петербург» с 543 по 684 км. «Магистраль двух столиц» имеет наивысший рейтинг кредитоспособности на уровне А++.
В мировой практике якорными инвесторами в долгосрочных инфраструктурных проектах все чаще становятся НПФ. Благодаря таким инвестициям НПФ имеют возможность гарантированно сохранить пенсионные деньги от инфляции в низковолатильном и низкорисковом инструменте. Важность инвестиций НПФ в качественные инфраструктурные проекты была неоднократно отмечена правительством РФ, регулятором и участниками рынка. Появление на рынке хорошо проработанных проектов, отвечающих стандартам риск-менеджмента фондов и гарантирующих уровень доходности выше инфляции, будет способствовать расширению инвестиций НПФ в российскую инфраструктуру. В настоящий момент обсуждается также возможность снятия ограничений по максимальной доле инфраструктурных облигаций в портфеле фондов. В случае с «Магистралью двух столиц» речь идет о востребованном проекте с очевидным стабильным источником дохода.
Николай Сидоров, Генеральный директор НПФ «БУДУЩЕЕ», заявил: «Мы солидарны с мнением Минфина и регулятора, что, благодаря сохранению накопительной пенсии, средства НПФ могут и должны стать важнейшим источником финансирования долгосрочных инвестиционных проектов. Мы подробно изучили рынок. К сожалению, надёжных, прозрачных и при этом доходных инвестиционных инструментов в сфере инфраструктуры очень мало. Качество проекта, корректность схемы, структура организации выпуска и уровень доходности облигаций «Магистрали двух столиц» делают их на сегодняшний день одним из лучших предложений для привлечения пенсионных денег. Если мы действительно хотим, чтобы пенсионные накопления работали как длинные деньги в экономике, инвестиционных инструментов такого качества должно быть больше».
Вице-президент, финансовый директор ОАО «НПФ электроэнергетики» Наталья Чуйкова отмечает: «Участие в проекте по строительству автомагистрали Москва – Санкт-Петербург – это возможность диверсифицировать наш инвестиционный портфель за счет вложения в качественный проект, который предлагает привлекательный уровень доходности, что соответствует интересам наших клиентов».
Генеральный директор ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» Сергей Эрлик комментирует: «Этот шаг имеет большую значимость с точки зрения развития взаимодействия пенсионной индустрии и инициаторов инфраструктурных проектов. В настоящее время круг потенциальных объектов для инвестирования пенсионных средств в этом сегменте достаточно ограничен, но мы рассчитываем, что наш опыт станет катализатором для появления большего количества проектов, которые будут соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству и уровню доходности. Это позволит реализовать успешно зарекомендовавшую себя модель, когда пенсионные средства становятся инструментом долгосрочного финансирования, эффективно работая как на инвесторов – то есть граждан, так и на развитие инфраструктуры в масштабах всего государства».
Олег Панкратов, Руководитель Департамента финансирования инфраструктуры ВТБ Капитал сказал: «ВТБ Капитал является одним из наиболее активных участников российского рынка инфраструктурных инвестиций, сохраняя лидерство в этом бизнес-направлении. В портфеле компании – целый ряд масштабных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнёрства. Успех второго по счёту выпуска инфраструктурных облигаций подчёркивает высокий интерес к такому инструменту со стороны инвесторов. В силу соотношения доходности, риска и длительного срока погашения эти бумаги интересны институциональным инвесторам с длинными деньгами, в нашей стране – это, прежде всего, пенсионные фонды. Данное размещение станет дополнительным источником капитала для ООО «Магистраль двух столиц» и позволит реализовать проект на самом высоком уровне в соответствии с запланированными сроками».
«Магистраль двух столиц» – совместная проектная компания, созданная ВТБ Капитал и ведущей международной строительной компании Vinci. Создано в июле 2013 года c целью реализации проекта строительства и эксплуатации на основе государственно-частного партнёрства участков 7-8 платной скоростной автомагистрали М11 «Москва - Санкт-Петербург». Участок скоростной дороги протяженностью 138,8 км будет построен за три года (2015 – 2017) и пройдет по территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Строительство автомагистрали Москва - Санкт-Петербург – это стратегически важный инвестиционный проект федерального масштаба по развитию транспортной инфраструктуры страны. Современная высокоскоростная автомагистраль станет одной из важнейших транспортных артерий Российской Федерации, связывающей два крупнейших мегаполиса. По словам руководителя «Росавтодора» Сергея Кельбаха, трасса М11 станет бессветофорной и полностью освещенной, а время пути между двумя столицами сократится до 5,5 часов. Так, в конце декабря 2014 года уже было открыто движение на начальном участке трассы, которое позволило сократить время пути между Москвой и аэропортом Шереметьево до 10 минут. Общий бюджет проекта (с учетом затрат концессионера и процентов во время строительства) - более 80 млрд. рублей. Из них 57,6 млрд. рублей составит капитальный грант государства, а оставшуюся часть средств компания привлекает самостоятельно.
ВТБ Капитал – инвестиционный бизнес Группы ВТБ, является одним из трех стратегических направлений бизнеса Группы ВТБ, наряду с корпоративным и розничным. С момента создания в 2008 году ВТБ Капитал принял участие более чем в 530 сделках на рынках долгового и акционерного капитала, что позволило привлечь в экономику России и стран СНГ инвестиции на сумму свыше 230 млрд долларов США. ВТБ Капитал предлагает полный спектр инвестиционно-банковских продуктов и услуг как российским, так и международным клиентам, фокусируя свою деятельность на организации выпусков долговых и долевых ценных бумаг, развитии бизнеса прямых инвестиций, проведении торговых операций, управлении активами, предоставлении клиентам консультационных услуг по сделкам на рынках капитала в области слияний и поглощений в России и за ее пределами. ВТБ Капитал осуществляет операции из офисов в Москве, Лондоне, Сингапуре, Дубае, Гонконге, Софии, Нью-Йорке, Париже и Вене. Головной офис компании находится в Москве. По итогам 2011-2014 годов ВТБ Капитал занимает лидирующие позиции в рэнкингах Dealogic, Bloomberg и Thomson Reuters на рынках долгового и акционерного капитала, а также среди консультантов в области слияний и поглощений в Центральной и Восточной Европе, России и СНГ. В 2015 году Аналитическая команда ВТБ Капитал признана лучшей в России по итогам опросов инвесторов Extel Survey. ВТБ Капитал является «Лучшей компанией по продажам на рынке акций» и «Лучшей трейдинговой компанией» по версии ежегодных опросов Extel Survey и Institutional Investor All-Russia Survey c 2011 года.
VINCI – мировой лидер в области строительства. Компания работает по всему миру, занимаясь проектированием, строительством, а в случае необходимости и эксплуатацией строений и инфраструктурных объектов, таких как дороги, мосты, туннели, аэропорты и паркинги. История компании тесно связана с развитием французской промышленности, возведением железнодорожных мостов и гидроэлектростанций, пуском первых трамваев и метро, строительством автодорог и небоскрёбов. Акции компании свободно обращаются на бирже Euronext Paris и включены в базу расчёта фондового индекса CAC 40.
АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» – новое название НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС», который был образован в результате выделения НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» бизнеса по обязательному пенсионному страхованию в отдельный акционерный фонд. В 2014 году НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС» был приобретен O1 Group. В июне 2015 года было объявлено о переименовании фонда в НПФ «БУДУЩЕЕ» и о начале процедуры его объединения с НПФ «СтальФонд». В результате на рынке появится крупнейший пенсионный фонд, работающий в системе обязательного пенсионного страхования (по данным на текущий момент). НПФ «БУДУЩЕЕ» – специализируется преимущественно на услугах обязательного пенсионного страхования и является одним из крупнейших НПФ России по количеству застрахованных лиц и объему пенсионных накоплений под управлением. С учетом результатов переходной кампании 2013-2014 гг. объем пенсионных накоплений под управлением НПФ «БУДУЩЕЕ» превысил 152 млрд рублей, количество застрахованных лиц 2,2 млн человек. Фонд является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.
НПФ «СтальФонд» – основан в 1996 году и является одним из крупнейших НПФ России по количеству застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, а также по объему пенсионных накоплений в управлении. НПФ «СтальФонд» был приобретен O1 Group в декабре 2013 года. В 2014 году фонд успешно завершил процедуру акционирования и прошел проверку ЦБ для включения в систему гарантирования прав застрахованных лиц. В феврале 2015 года НПФ «СтальФонд» включен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. С учетом переходной кампании 2013-2014 гг. объем пенсионных накоплений в фонде составляет более 58 млрд рублей, пенсионных резервов - 4,1 млрд рублей, количество застрахованных лиц превышает 1,4 млн человек.
АО «НПФ «БУДУЩЕЕ» – негосударственный пенсионный фонд России, который входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц и осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию и негосударственному пенсионному обеспечению. Фонд «БУДУЩЕЕ» был образован на основе ведущих негосударственных фондов — НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС» и НПФ «СтальФонд». В декабре 2016 года завершилось присоединение ещё двух крупных негосударственных пенсионных фондов — НПФ «Наше Будущее» и «НПФ УРАЛСИБ».